Сарджент


Сарджент
, Джон Сингер (Sargent, John Singer) 1856, Флоренция — 1925, Лондон. Американский живописец, творчество которого в большей своей части связано с искусством ряда европейских стран. Будучи одним из самых известных в свое время художников, он писал главным образом портреты высшей знати. Сарджент происходил из зажиточной семьи врача. Он рано проявил способности к рисованию. Его первым наставником в искусстве стал в 1868 живший в Риме пейзажист Карл Уэлш, американец немецкого происхождения. В 1870 поступил во флорентийскую Академию художеств. В 1874 продолжил образование в Париже в Школе изящных искусств. Но вскоре перешел в студию модного портретиста Каролюс-Дюрана. Карьера Сарджента развивалась стремительно, и уже в нач. 1880-х его имя приобрело большую популярность в аристократических салонах Парижа и Лондона. Как живописец, он с большой легкостью адаптировал все новое, что появлялось в быстро меняющемся мире искусства рубежа веков. Был близок импрессионистам, едва не присоединившись к их группе. Об этом свидетельствуют пейзажи, выполненные им в 1870 — нач. 1880-х, а также фоны многих портретов его кисти. Вслед за Мане и Уистлером пережил увлечение Веласкесом. Затем подпадает под влияние постимпрессионизма и неоклассицизма в духе Пюви де Шаванна. Первый успех пришел к нему в Салоне 1878. Сложившийся критический взгляд на творчество этого художника оценивает его как виртуозного, но холодного и поверхностного мастера. И во многом это справедливое мнение. Сарджент писал бесчисленные изображения светских львиц, чьи портреты, кажется, были созданы лишь для того, чтобы модель еще раз убедилась в своей знатности и богатстве. Однако в лучших произведениях художника словно возрождается та естественная элегантность в трактовке модели, которая была утрачена портретным искусством после Томаса Лоренса. В таких работах живописец близок образам, созданным известным американским романистом, тонким психологом и знатоком женской души Генри Джеймсом, которого он очень высоко ценил. Во многих изображениях Сарджента сквозь внешний лоск читается та трезвая, несколько отстраненная, порой с оттенком сарказма характеристика персонажа, которая выдает в нем мастера, принадлежащего американской школе искусства. Это особенно сильно ощущается в мужских портретах: например, хищный жест руки, сочетающийся с выражением несколько тупой самовлюбленности в Портрете сэра Френка Суэттнема (1904, Лондон, Нац. портретная галерея) или сардоническая улыбка в Портрете Ашера Вертхеймера (1889, Лондон, галерея Тейт). Особенно глубоко мастер понимал характеры людей, принадлежавших к интеллектуальной элите своего времени. В Портрете Роберта Льюиса Стивенсона (1884—1887, Цинциннати, Музей Тафта) за язвительной усмешкой писателя ощущается острота ума и вместе с тем внутренняя душевная неустроенность. Художник нарочито подчеркивает худобу не вписывающегося в кресло тела, выделяя в фигуре острые углы, образующие ломаную линию контура. Во всем облике подчеркивается тонкая нервная организация модели. Привлекательны созданные Сарджентом детские изображения. Картина Китайские фонарики (1887, Лондон, галерея Тейт) сочетает трогательную непосредственность, с которой написаны играющие дети, и откровенную декоративность композиции. По своему характеру она близка позднему прерафаэлитизму, в котором уже формировались черты стиля модерн. Художник строит неглубокое, замкнутое пространство. Он избирает высокую точку зрения и заполняет фон большими, почти неправдоподобными белыми цветами. Здесь ощущается знакомство с опытом ковроткачества У. Морриса и Э. Берн-Джонса. Слава Сарджента была огромна, его осыпали наградами и званиями. В 1897 он был избран в Национальную академию в Нью-Йорке, в Королевскую академию художеств в Лондоне, а также стал кавалером ордена Почетного легиона в Париже. Выполняя многочисленные заказы, художник кочевал из страны в страну, периодически посещая Америку, где пробовал себя в т. ч. и в монументальной живописи. Он выполнил росписи в Публичной библиотеке и Художественном музее в Бостоне (1890). Это была попытка вырваться за пределы салонного портретирования, которая, однако, оказалась не вполне удачной. Насколько действительно замечательным живописным даром был наделен от природы этот мастер, в большей степени можно судить по акварельным наброскам с натуры, которые он писал начиная с 1900-х и до конца своей жизни. Другие произведения: Андалузский танец эль халео (1882, Бостон, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер), Дети семьи Бойт (1882—1883, Бостон, Музей изящных искусств), Портрет Мадам Пьер Готро (1883—1884, Нью-Йорк, музей Метрополитен), Портрет Грэма Робертсона (1895, Лондон, галерея Тейт).
Лит.: Ormond R. John Singer Sargent. London, 1970.
Т. Воронина

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Смотреть что такое "Сарджент" в других словарях:

  • Сарджент — Сарджент  американские учёные, художники, общественные деятели Сарджент, Джон Сингер (1856 1925)  американский художник, двоюродный брат известного ботаника Чарльза Сарджента, один из наиболее успешных живописцев прекрасной эпохи;… …   Википедия

  • Сарджент Т. — Томас Сарджент Thomas J. Sargent Дата рождения: 19 июля 1943 Гражданство …   Википедия

  • Сарджент М. —         (Sargent) Малколм (29 IV 1895, Стамфорд 3 X 1967, Лондон) англ. дирижёр и муз. деятель. По окончании в 1910 объединённого корол. колледжа органистов служил церк. органистом (1911 14) в Лондоне. В 1919 21 брал уроки фп. игры у Б.… …   Музыкальная энциклопедия

  • Сарджент М. — СÁРДЖЕНТ Малколм (1895–1967), англ. дирижёр. В 1927–30 сотрудничал с Рус. балетом С. П. Дягилева . Муз. директор концертов Курто Сарджент (1929–40), Променад концертов в Лондоне (1948–67). Гастролировал (в СССР в 1957, 1962) …   Биографический словарь

  • Сарджент — (Sargent)         Джон Сингер (12.1.1856, Флоренция, 15.4.1925, Лондон), американский живописец. Учился в Париже (1874 79), с 1885 жил в Лондоне, посещая США. Испытал влияние Г. Курбе и Э. Мане. Блестяще владея живописным мастерством, С. в… …   Большая советская энциклопедия

  • Сарджент Д. С. — СÁРДЖЕНТ (Sargent) Джон Сингер (1856–1925), амер. живописец. Наряду с принёсшими ему европ. славу виртуозными светскими портретами ( Лорд Риблсдейл в охотничьем костюме , 1902) создавал образы, отмеченные острой наблюдательностью, тонким… …   Биографический словарь

  • САРДЖЕНТ (Sargent) Джон Сингер — (1856 1925) американский живописец. Наряду с виртуозными светскими портретами создал психологически содержательные образы ( Р. Л. Стивенсон , 1884 87) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Сарджент Джон Сингер — Сарджент (Sargent) Джон Сингер (12.1.1856, Флоренция, ‒ 15.4.1925, Лондон), американский живописец. Учился в Париже (1874‒79), с 1885 жил в Лондоне, посещая США. Испытал влияние Г. Курбе и Э. Мане. Блестяще владея живописным мастерством, С. в… …   Большая советская энциклопедия

  • Сарджент Джон Сингер —         (Sargent) (1856 1925), американский живописец. Учился в Париже (1874 79), с 1885 жил в Лондоне, посещал США. Испытал влияние Г. Курбе и Э. Мане. Известен как автор виртуозных светских портретов ( Мадам X , 1884, Метрополитен музей),… …   Художественная энциклопедия

  • Сарджент, Чарльз Спрэг — У этого термина существуют и другие значения, см. Сарджент. Чарльз Спрэг Сарджент англ. Charles Sprague Sargent …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Сарджент» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.